Письмо Минобразования РФ от 14.11.2000 № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся»
В последнее время в средствах массовой информации родительской общественностью поднимается вопрос о необходимости введения школьной формы для обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
В Уставе средней общеобразовательной школы, одобренном постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 года (раздел III. Учащиеся) было зафиксировано, что для учащихся общеобразовательных школ устанавливалась форма одежды, утвержденная Советом Министров союзной республики.
разделу 4 Временного положения о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года, решение об установлении необходимости и вида ученической формы принимал Совет общеобразовательного учреждения.
С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" в 1992 году введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировано
Введение формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, что предусмотрено п.13 ст.32 Закона Российской Федерации "Об образовании" (разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и иных локальных актов), и в обязательном порядке должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения или в другом локальном акте, регламентирующем деятельность образовательного учреждения.
Вопрос введения школьной формы для обучающихся школ может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы.
Безусловно, при обсуждении данного вопроса должны учитываться материальные затраты малообеспеченных семей.
Окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школы.
В отдельных общеобразовательных учреждениях ряда регионов Российской Федерации имеется опыт введения школьной формы для обучающихся (по многочисленным просьбам родителей), который способствует развитию эстетических навыков у обучающихся, в том числе и комфортности условий для обучающихся из малообеспеченных семей.
Министерство образования Российской Федерации, поддерживая в целом идею введения школьной формы, при условии вышеуказанного согласия общественности и педагогического коллектива, считает, что для дальнейшего нормативного решения данной проблемы необходимо провести социологические исследования среди обучающихся, педагогической и родительской общественности и вынести данный вопрос на обсуждение.
На основании вышеизложенного предлагаем:
1. Организовать социологические исследования по данной проблеме через средства массовой информации в форме опроса обучающихся, родительской и педагогической общественности.
2. О результатах обсуждения и социологических исследований в регионах необходимо информировать Министерство образования Российской Федерации (Управление общеобразовательных учреждений и инспектирования)